Вузы и ссузы России должны готовить кадры под реальные нужды экономики

Вузы и ссузы России должны готовить кадры под реальные нужды экономики

Достижение компромисса между созданием условий для бизнеса и безопасностью товаров на рынке

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Достижение компромисса между созданием условий для бизнеса и безопасностью товаров на рынке

«Для того, чтобы нам поменять ситуацию коренным образом, нам нужно найти баланс, который бы позволял при существующем моратории на проверки <…> не допустить на рынок контрафакты и любую другую незаконно оборачиваемую продукцию. Речь должна идти о новых инструментах, о цифровых инструментах», — заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Екатерина Приезжева.

«Мы оказались в новой системе координат в сфере разрешительной контрольно-надзорной деятельности. Действительно, акцент стал смещаться от проверок со взаимодействием с контролируемым лицом к проверке без взаимодействия, они носят сейчас профилактический характер», — заместитель руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Юрий Васильченко.

«Мы видим за этот год запрос <…> на применение системы для контроля повышения качества и безопасности продукции, с одной стороны, и, с другой стороны, новые инструменты контрольно-надзорной деятельности в условиях изменившейся реальности, когда количество проверок должно точно не увеличиваться», — председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Михаил Дубин.

ПРОБЛЕМЫ

Принятый мораторий на проверки создает чувство безнаказанности у недобросовестных участников рынка

«Ни для кого не секрет, что с мораторием на проверки недобросовестные участники бизнеса почувствовали свою безнаказанность, и с фальсификатом, контрафактом сталкиваются практически все каждый день. И последние случаи, которые произошли с сидром, вопиющие на всю страну, мое личное мнение, что это следствие в том числе ощущения безнаказанностивседозволенности, полного отсутствия ответственности за то, что делается», — заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Екатерина Приезжева.

«Проблема остается в том, что, какие бы мы законодательные меры не принимали, если нет контроля в рознице [розничной торговле. — Ред.], то все равно будет находиться тот, кто будет обходить эти правила», — генеральный директор АО «Международные услуги по маркетингу табака» («БАТ Россия») Олег Барвин.

«Законодательная основа для лицензии, оборудования, регистрации, уничтожения контрафакта, отслеживание сырья — все будет доведено, но вопрос правоприменительной практики останется. <…> Вопросы контроля. Это отсутствие проверок, которые сейчас вступили в силу, <…>  это, действительно, требует напряжения усилий исполнительной власти. <…> Профилактическая работа должна вестись, без нее даже то хорошее, что мы сделали, мы не сможем удержать», — сопредседатель экспертного совета Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию конкуренции на рынках никотинсодержащей продукции, вопросам государственного регулирования отношений в сфере производства и оборота табачной и инновационной никотинсодержащей продукции Сергей Катасонов.

РЕШЕНИЯ

Создание полноценной цифровой системы управления рисками

«Единственный способ сократить контрафакт — это создание полноценной системы управления рисками. <…> Ведомства должны выходить на проверки, только когда этот индикатор срабатывает, проверок мало, но они должны быть всегда эффективны, и здесь для реализации этих процессов нужна полная автоматизация, нужна интеграция систем. <…> Эксперимент, он уже идет, по "включению" запретительного режима касс. <…> В прикассовом обеспечении включается этот сигнал, когда проводится проверка с данными системы и выясняется, что продукт по определенным критериям не должен поступать [в продажу. — Ред.]», — заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Екатерина Приезжева.

 «Утверждены 11 показателей индикаторов риска, которые преобразованы в алгоритм, позволяющий сигнализировать работникам службы о данном факте, <…> и в этом случае направляется уведомление организации. <…> Это некие мотивационные установки добросовестности организации, это и есть та реформа контрольно-надзорной деятельности, которая должна в этом плане выработать эти установки. <…> Мы видим, что эти индикаторыработают, организации дают обратную связь, кроме того, организации понимают, что они прозрачны, их деятельность видна», — заместитель руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Юрий Васильченко.

«Мы сделали две вещи в части нашей мониторинговой деятельности. Первое — мы сосредоточили свои веерные исследования, которые мы еженедельно запускаем, на товарах первой цены, на самых недорогих товарах на полках наших магазинов, потому что в них игра с себестоимостью может привести <…> к фальсифицированной продукции. Второе — мы сосредоточились на параллельном импорте, нам важно, чтобы этот канал обеспечения товарного рынка достаточным количеством ассортиментных позиций не привел к ухудшению качества. <…> Всю ту информацию, которую мы получаем в рамках своих веерных исследований, мы быстро и автоматически выгружаем тем, кто готов ее быстро и автоматически принять. <…> Интеграция с «Честным знаком» — давняя работа, очень полезная, полезная потребителям, что очень важно, полезная для развития системы в целом в рамках нашего соглашения», — руководитель АНО «Российская система качества» (Роскачество) Максим Протасов.  Сохранение баланса между соблюдением моратория на проверки и контролем за качеством продукции и адекватное наказание за нарушения

«Новый подход к контролю при сохранении моратория, при поддержке бизнеса в сложной ситуации, при общей минимизации количества проверок поможет нам добиться успехов. <…> Минпромторг видит две основные категории, по которым проверки должны проводиться обязательно, — это должна быть подакцизная продукция. <…> Вторая категория — это все, что связано с жизнью и здоровьем граждан, я имею в виду лекарственные препараты», — заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Екатерина Приезжева.

«Учитывая, что у нас теперь единый регуляторный подход и к табачной, и к алкогольной отрасли, мы как законопослушные, прозрачные [ее] участники хотели бы, чтобы были исключения из моратория на проверки и чтобы проверяющие органы могли бы регулярно на системной основе приходить и проверять точки продаж», — генеральный директор АО «Международные услуги по маркетингу табака» («БАТ Россия») Олег Барвин.

По материалам Фонда Росконгресс

Источник