УЧАСТНИКИ ОТРАСЛИ направили в Минпромторг ЗАМЕЧАНИЯ и ПРЕДЛОЖЕНИЯ в проект СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

По итогам состоявшегося 14 декабря 2017г. в РСПП обсуждения проекта Стратегии развития легкой промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года с участием членов Комиссии РСПП по текстильной и легкой промышленности, отраслевого Комитета ТПП РФ и Правления Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности, подготовлена Резолюция и сформулированы предложения участников отрасли по проекту Стратегии.

Подготовленный документ направлен на рассмотрение в Минпромторг России.

Участники заседания внесли следующие предложения:

1. В качестве цели Стратегии предлагается указать «развитие конкурентных преимуществ страны». Россия располагает собственной нефтью, богатыми лесными ресурсами, благоприятными природно-климатическими условиями, что позволяет успешно развивать производства шерсти, льна, химических волокон.

2. В Проекте отсутствует подробный анализ сложившейся экономической ситуации в отрасли, региональной концентрации производств. Необходимо дать оценку результатов действующих мер господдержки и предлагаемых впервые, баланс потребностей внутреннего рынка, импорта, в том числе стран ЕАЭС, экспортных возможностей и имеющихся производственных мощностей в различных сегментах производства.

3. Предлагается предусмотреть меры по поддержке и развитию существующих рабочих мест в отрасли. «Побочным эффектом» таких мер станет вывод предприятий из тени, так как сумма оказываемой государственной поддержки в обязательном порядке будет отражаться в официальной отчетности предприятий.

4. В план развития отрасли целесообразно включить перспективные предложения по размещению новых производств.

5. Необходимо уделить внимание государственной поддержке малых и средний предприятий отрасли. В Проекте сделан упор на создание 10-15 крупных предприяитй, что не отражает реальной ситуации. По оценкам Росстата, около 90% из 300-330 тыс. человек, занятых в легпроме, трудятся на малых и средних предприятиях. В первую очередь, это касается швейной и трикотажной подотрасли, предприятия которой в настоящее время работают не с полной загрузкой.

Предлагается повысить доступность программы льготного лизинга для малых предприятий. На сегодняшний день такой мерой поддержки могут воспользоваться предприятия, закупающие оборудование на сумму от 30 млн. рублей. Участники отрасли считают целесообразным снизить данный «порог» до 10 млн. рублей, что позволит воспользоваться программой льготного лизинга малым и средним компаниям.

6. Говоря о привлечении иностранной рабочей силы, необходимо конкретизировать, что речь идет о привлечении интеллектуальных ресурсов.

7. В Проекте практически не рассматривается развитие таких важных подотраслей легкой промышленности как производство кожи и обуви.

8. Большое внимание в Проекте уделяется проблеме обеспечения отрасли химическими волокнами и нитями. Вместе с тем, многие предприятия традиционно специализируются на выпуске хлопчатобумажной продукции. Также нужно отметить, что объем потребления натуральных волокн в мире не снижается, это говорит о постоянной востребованности продукции из хлопка, льна, шерсти. Предлагается одним из ключевых стратегических направлений развития отрасли указать развитие текстиля для спецодежды/униформы и домашнего текстиля из натуральных волокон, которые за последние годы показали наилучшие теспы роста.

9. Направление «Технический текстиль» (в том числе «нетканые материалы») предлагается выделить в отдельный раздел с учетом международной классификации по областям применения (спорт, медицина, геотекстиль, строительство и т.п.).

10. Необходимо сделать акцент на развитие машиностроительного и станкостроительного направления для нужд легпрома.

11. Необходимо детально рассмотреть опыт развития легкой промышленности таких стран как Китай, Узбекистан, Бангладеш, Индия и другие. Благодаря государственной поддержке, показатели производства в этих странах выросли многократно за последние годы. Провести анализ опыта работы легкой промышлености в странах-конкурентах, сравнить уровень налогов, тарифы на газ, электроэнергию, воду, топливо и т.п. в целях создания производителям равных условий конкуренции.

12. В Проекте говорится о снижении доли импорта на рынке 75% до 70%. Это очень небольшая величина, в пределах статистической погрешности. Предлагаем установить целевой показатель не более 55% импортной продукции на внутреннем рынке к 2025 году. В данном контексте системно прописать работу по борьбе с контрафактом.

13. Считать некоррекным в качестве одного из конкурентных преимуществ отечественной продукции указывать низкий уровень заработной платы в отрасли. Это противоречит одной из основных задач – привлечению квалифицированных рабочих кадров, основным стимулом для которых должен стать достойный уровень оплаты труда.

14. В Проекте делается основной акцент на развитие технического текстиля. По мнению Союзлегпрома, нужно уходить от импортной зависимости и в секторе тканей бытового назначения, в первую очередь, одежной группы. Развивать производство тканей по традиционным технологиям на современном оборудовании.

15. Необходимо проработать сырьевой баланс в отрасли. Показать потребность в различных видах сырья в настоящее время и на перспективу до 2025 года. Соответственно, уделить внимание проблеме межотраслевой кооперации между отраслями-производителями сырья (сельское хозяйство, химическая промышленность) и легкой промышленностью.

16. В Проекте не рассматривается экспорт. Между тем, это важнейший показатель, характеризующий спрос на продукцию не только внутри страны, но и на мировом рынке. Уже сегодня многие предприятия экспортируют свою продукцию, в основном, в страны ближнего зарубежья. Необходимо предусмотреть меры по стимулированию экспорта.

17. В качестве одной из важнейших мер поддержки отрасли в условиях членства в ВТО необходимо указать необходимость сохранения преференций российской продукции легкой промышленности для компаний с государственным участием и сохранения запрета на поставку иностранной продукции в рамках государственного заказа.

18. Более реально подойти к проблеме обеспечения отрасли квалифицированными кадрами. Необходимо предусмотреть стимулирующие меры, направленные на привлечение молодых специалистов на предприятия, особенно, в регионы: обеспечение жильем, достойная заработная плата и т.п.

19. Необходимо отразить в Стратегии вопросы технического регулирования, развития отраслевой науки, в частности, разработок прикладного характера.

Все участники совещания отметили недостаточный уровень «амбициозности» Проекта. Фактически предложенный вариант Стратегии фиксирует тот уровнь, на котором легкая промышленность находится сегодня.

«Необходимо изменить сценарии развития отрасли (базовый и консервативный) на амбициозные: освоение прорывных технологий, формирование реально конкурентной среды в производстве и на рынках отрасли, создание производственных цепочек от сырья до выпуска и реализации продукции», — отмечается в документе.

 

Источник