Спецодежда или «одежда специальная защитная», как она обозначена в ГОСТ 12.4.011-89, предназначена для работников различных отраслей: медиков, сварщиков и металлургов, химиков и нефтяников, строителей, работников сферы услуг, охранников и т.д. Она защищает их от воздействия неблагоприятных, вредных производственных факторов и способствует снижению профессиональных заболеваний.
Для каждого вида спецодежды характерны как общие требования: наличие защитных и конструктивных элементов, соответствующие размеры, обеспечение нормального теплового состояния работника, так и специальные свойства, например: защита от повышенных и пониженных температур, агрессивных сред, воздействия химических веществ и радиоактивных излучений, а также от неблагоприятных погодных условий и других факторов.
До 2022 года отечественный рынок спецодежды практически не менял свою структуру и отличался завидной стабильностью. Ассортимент рабочей одежды оставался неизменным, наибольшей популярностью пользовались мужские и женские комбинезоны — универсальная одежда для решения рабочих задач. Сегодня тенденции изменились, закупки женских комбинезонов немного снизились, а импорт мужской спецодежды вырос. Самые популярные — изделия из синтетических материалов, второе место по востребованности удерживает рабочая одежда из классических хлопчатобумажных нитей.
Сейчас рынок спецодежды стабильно развивается, несмотря на многочисленные санкции, наложенные на российскую экономику. В 2023 году маркетинговое агентство Роиф Эксперт провело крупный анализ рынка, согласно которому рынок спецодежды России находится в динамичном состоянии, активно растет и в скором времени может достигнуть своего пика. По их мнению, у такого роста несколько причин:
- значительно выросли объемы внутреннего производства;
- увеличились продажи в отдельные страны;
- повысилась стоимость спецодежды;
- изменились логистические пути и структура поставщиков.
Эти тенденции активно поддерживаются государством. В России государственная поддержка и инвестиции в производство спецодежды осуществляются через различные программы и меры стимулирования.
Вот некоторые из них:
1. Субсидии. Минпромторг РФ предоставляет субсидии производителям спецодежды для компенсации части затрат на ее производство. Это, в частности, субсидирование части затрат на обслуживание кредитов, направленных на пополнение оборотных средств, субсидия на стимулирование спроса (единая лизинговая субсидия) или субсидии на транспортировку промышленных товаров.
2. Налоговые льготы. Производители спецодежды могут претендовать на определенные налоговые льготы, такие как снижение ставки налога на прибыль или освобождение от уплаты некоторых видов налогов. Эти льготы производителям предоставляют местные органы власти. Например, в Оренбургской области в 2023 году был принят законопроект о налоговых льготах на 2024 год для производителей одежды и обуви. Согласно ему, если объектом налогообложения являются доходы предпринимателя, то налог составит 1%, а если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, – 5%.
3. Гранты. Государство предоставляет гранты на развитие производства спецодежды, включая исследования и разработки новых технологий и материалов. Так, Фонд содействия инновациям выдает гранты на разработку новых технологий и материалов, а АНО «Центр поддержки инжиниринга и инноваций» в 2023 году выдавало целевые гранты по импортозамещению в России в размере от 25 до 250 млн рублей. Подобных фондов и соответствующих программ достаточно много как на федеральном уровне, так и в разных регионах России.
4. Финансирование. Государственные банки и инвестиционные фонды могут предоставлять финансирование для расширения производства спецодежды или создания новых предприятий в этой области. Это может быть льготное кредитование за счёт средств Фонда развития промышленности (ФРП), предоставление финансирования в рамках региональных ФРП, программы льготного кредитования, инвестиционные кредиты под 3% и 4,5% или промышленная ипотека.
Инвестиции в производство спецодежды могут быть привлекательны и для частных инвесторов, так как рынок спецодежды растет и поэтому является перспективным. Инвесторы могут профинансировать как напрямую, так и через венчурное финансирование, приобретение акций или долей в предприятиях, занимающихся производством спецодежды.
5. Образовательные программы. Государство может поддерживать образовательные программы, направленные на подготовку специалистов в области производства спецодежды, чтобы обеспечить квалифицированную рабочую силу для отрасли. Например, в Москве в 2023 году была запущена новая программа обучения работников легкой промышленности «Фабрика легпрома». К участию в бесплатной обучающей программе были приглашены начинающие и уже опытные специалисты, выпускники профильных вузов по направлению дизайна или конструирования одежды, а также те, кто имеет профильное среднее специальное образование.
6. Содействие в продвижении продукции. Государство может оказывать содействие в продвижении отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках, что может способствовать увеличению спроса на российскую спецодежду. На внутреннем рынке это, например, помощь в продвижение потребительских непродовольственных товаров на ТВ. На внешнем государство может поддерживать экспортные операции предприятий, производящих спецодежду, предоставляя помощь в оформлении документации, облегчении таможенных процедур, организации участия в выставках и ярмарках, а также в поиске потенциальных партнеров за рубежом.
Важно отметить, что конкретные меры поддержки и условия их получения могут различаться в зависимости от региона. Поэтому для получения консультаций о доступных и актуальных грантах, субсидиях и льготах бизнесу следует обращаться в профильные организации и органы власти в субъекте ведения предпринимательской деятельности.
Владимир Котов, Президент Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты (Ассоциации «СИЗ»)
Вам также может понравиться
-
Во второй день Московской недели моды открылись маркет и шоурум
-
Итоги третьего дня Московской недели моды
-
11 НОЯБРЯ 2024 года в Москве, в отеле Radisson Славянская, состоится BEE FASHION FORUM
-
Текстильное будущее: тренды дизайна на 2025–2026 год
-
International / China Commodity Fair 2024: перспективные ниши и горизонты для международного сотрудничества