О прогнозах роста легпрома, основных тенденциях, актуальных вопросах, стоящих перед отраслью, а также планах на будущее РБК рассказал Виктор Евтухов, статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли РФ.
Виктор Леонидович, 2017 год подходит к концу. Давайте подведем итоги: каким этот год был для отрасли и какие сегменты показали рост?
Подводить итоги 2017 года мы будем в феврале 2018 года, но могу с уверенностью сказать, что этот год стал успешным для нашей индустрии. Уже на протяжении нескольких лет отрасль демонстрирует устойчивый рост. Несмотря на некоторые экономические сложности, легпром показывает порядка 5–5,5% роста в год. В этом году мы видим, что по текстильному направлению у нас рост более 7%, по коже и обуви — почти 4%, швейная промышленность растет чуть больше чем на 2%. Особенно меня радуют обувь и швейное производство, потому что это показатель активности потребительского рынка. Получается, что у нас идет оживление потребительского спроса, и это очень хороший индикатор для нашей экономики в целом.
А что удалось импортозаместить? Какие сегменты, какую продукцию?
Вот показатели роста отрасли в целом сопровождаются достаточно активным техническим перевооружением. В легкой промышленности активно работают два основных инструмента, которые позволяют сегодня проводить модернизацию действующих производств и открывать новые: это субсидирование прямых затрат на лизинг и финансирование от Фонда развития промышленности. Это фонд, который предоставляет займы предприятиям под очень низкую, льготную процентную ставку. В рамках субсидий по лизингу в 2017 году реализуется 9 проектов на общую сумму почти 2,5 млрд рублей, а по Фонду развития промышленности запущено 13 проектов почти на 7 млрд рублей. В рамках подготовки стратегии развития отрасли до 2025 года мы провели SWOT-анализ с отраслевым сообществом и экспертами, оценили сильные и слабые стороны. Конечно, среди слабых моментов — устаревшая техническая база нашей отрасли, устаревшие основные фонды: до 75% фондов необходимо обновлять.
Также определенные проблемы — это сложность доступа к заемным средствам, большой сегмент нелегального рынка (самый крупный среди всех отраслей обрабатывающей промышленности) и нехватка высококвалифицированных кадров. Но при этом у отрасли есть очень серьезные возможности, и сильной стороной является то, что у нас есть своя ресурсная база практически по всем основным видам сырья. Главное — активно ее развивать. Речь идет не только о традиционных для нас культурах, таких как лён, шерсть, сырые шкуры, но и нефть и газ, то, что сегодня является основой для производства синтетических нитеволокон и современных синтетических тканей, и, конечно же, лесные ресурсы — основа для производства вискозного волокна.
Надо сказать, что наши предприятия уже выпускают высокотехнологичные ткани и нетканые материалы для различных отраслей промышленности. Мы акцентировали на этом свое внимание в предыдущие годы, но в этом году и далее мы хотим, конечно, сосредоточиться на гардеробном сегменте, выпуске продукции для потребительского рынка: это обувь, одежда, постельное белье, домашний текстиль. Это самый большой сегмент, который выдает наиболее высокий рост добавленной стоимости, и это тот сегмент, который нам необходимо активно развивать.
То есть одна из задач — начать одевать россиян?
Да, если мы для примера возьмем выпуск специальной одежды, средств индивидуальной защиты, где наши предприятия занимают огромную долю рынка, или нетканые материалы, в этих сегментах мы достаточно активно идем вперед. То же самое касается производства кожи и изделий из кожи. В то же время если брать обычную одежду, кожгалантерею, то доля рынка российских производителей пока очень невелика, импорт в нашей стране составляет почти 80%. При этом у нас появились дополнительные конкурентные преимущества, связанные с макроэкономическими показателями, прежде всего со снижением курса рубля по отношению к доллару и евро. У нас локальная рабочая сила стала конкурентоспособна с точки зрения сравнения уровня заработной платы в нашей отрасли в Российской Федерации и в других странах. Мы можем успешно конкурировать с импортерами и получать продукт, который будет востребован не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Кстати, экспорт у нас тоже показывает очень хороший рост в этом году: мы прибавили почти 15%.
Вы уже сказали о проекте стратегии развития до 2025 года. Что должно поменяться в легпроме за семь-восемь лет, какие основные задачи стоят, может быть, какие-нибудь проблемы еще остались?
Есть ключевые показатели эффективности отрасли, которых мы должны достичь. Мы хотим, чтобы вклад отрасли в ВВП России вырос не менее чем на 30%. Мы ставим перед собой задачу значительно увеличить количество высокопроизводительных рабочих мест в отрасли, нарастить налоговые поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации. И, конечно, всего этого невозможно будет достичь, если в отрасли не будет проходить глубокая модернизация, не будут развиваться новые технологии, новые ткани, новые материалы.
Нам необходимо будет использовать свои конкурентные преимущества по сырью. Уже сейчас обсуждается реализация двух важнейших проектов. Это строительство полиэфирного комплекса в Ивановской области, я очень надеюсь, что этот проект будет реализован. Так получилось, что помимо этого я курирую еще несколько отраслей в министерстве. Одна из них — лесопромышленный комплекс. Мы ведем переговоры с крупнейшими предприятиями о том, чтобы они запустили проекты по производству вискозной целлюлозы.
Очень важно акцентировать внимание на потребительском рынке. Основная добавленная стоимость создается там и в производстве готовой продукции, в ее продаже, в доведении до конечного клиента. Мы в этом году провели несколько ярмарок, очень успешных, очень удачных, в Санкт-Петербурге, в Нижнем Новгороде. Например, форум «Артплей». Сейчас в Москве готовится крупное мероприятие в области легкой промышленности «Гранд BAZAR» (пройдет весной 2018-го) и проект «Русские ярмарки». Он «заточен» не только под легкую промышленность, но в нескольких десятках российских городов мы организуем крупные ярмарочные пространства, которые будут работать на постоянной основе. Это очень востребованный формат. Он себя зарекомендовал, потому что товар идет напрямую от производителя, минуя цепочки посредников, минуя большую наценку, которая появляется по пути от производителя до потребителя. Мы поняли, что это очень правильный формат.
Развитие технологий. Сейчас уже делают на это акцент, ставку на технологии. Насколько активно они внедряются в отрасли?
Многие скептически относятся к цифровым технологиям в легпроме. Понятно — авиация, судостроение, оборонная промышленность, автопром. Но я хочу сказать, что это заблуждение. И цифровое проектирование одежды, кастомизация производства в легкой промышленности сегодня стоят на повестке дня. В рамках национальной технологической инициативы «Технет» у нас есть даже отдельная дорожная карта, называется «Фэшн-нет» (Fashion Net). Cегодня в Иваново компания «Фаберлик» вместе с Санкт-Петербургским политехническим университетом и самой Ивановской областью начали строительство цифровой фабрики будущего. Дигитализация очень активно применяется в легкой промышленности во всех странах. Если мы будем отставать, мы будем неконкурентоспособны. Хотим мы или нет, но без новых технологий развивать легпром сегодня уже невозможно.
Какие основные задачи вы видите для отрасли в 2018 году?
Задачи в 2018 году, наверное, не будут отличаться от задач в 2017-м, от тех задач, которые стояли в 2016, в 2015 году. Отрасль на подъеме. Главное сейчас — не сбавлять темп роста производства нашей продукции, ее реализации. Мы со своей стороны, конечно, будем поддерживать и дальше работать напрямую со всеми игроками отрасли, практически в ручном режиме — с нашими производителями, потому что работа в легпроме — это тяжелый труд, серьезные инвестиции. Я бы сказал, что те люди, которые развивают нашу российскую легкую промышленность, которые в ней работают, они практически совершают подвиг. Мы стараемся поддерживать их регуляторно, внесением изменений в нормативно-правовое регулирование, мы помогаем предприятиям напрямую общаться с потенциальными потребителями. Но всё равно, именно от предпринимательской инициативы, от компетенции, от желания работать в легкой промышленности зависит успех.
Вам также может понравиться
-
Кофе с «Лаймом». Бутики одежного бренда дополнят кофейнями
-
Из-за летней жары в мире растет потребление охлаждающего текстиля
-
«Честный знак» установил лидеров России по производству в легпроме
-
На площадке ОЭЗ «Технополис Москва» приступили к выпуску текстильных изделий для нужд города
-
Производители одежды в Приморье получат по миллиону рублей на развитие