Как российские производители манекенов превзошли иностранных конкурентов

Как российские производители манекенов превзошли иностранных конкурентов

О том, как с помощью 3D-технологий создаются современные качественные портновские манекены, о проблемах и перспективах развития данного сегмента легкой промышленности в связи с цифровизацией бизнеса рассказала РБК Светлана Творогова, генеральный директор компании «РДФ Групп».

Расскажите об инновациях и технологиях, которые применяются в вашей индустрии.

О том, что производство портновских манекенов — это отдельная сфера бизнеса, большинство людей не знает. И когда я рассказываю новым знакомым о нашем семейном предприятии, то обычно слышу в ответ: «А, это те манекены, которые в магазинах на витринах?» А когда добавляю подробностей, все очень удивляются тому, что и такая индустрия существует. На мой взгляд, до появления нашей компании никто в России не задумывался, что манекен как инструмент для текстильного производства или индивидуального пошива одежды может быть технологичным, качественным, инновационным. И не только может, а должен быть именно таким.

Image_5.jpg

Уникальность наших манекенов складывается из двух составляющих.

Первая — это современные формы манекенов, к которым мы пришли, обработав данные масштабного 3D-сканирования современных мужчин и женщин. Фигуры наших манекенов похожи на реальных людей, а не на представления модельеров о том, какими должны быть люди, как это часто бывает в модной индустрии. Второй компонент успеха нашей продукции — это использование эластичного материала. Технологию литья манекенов из пенополиуретана придумали мои родители много лет назад. Просто им в голову пришла мысль: а почему манекен, в отличие от реального человека, должен быть твердым на ощупь? В 2014 году мы с сестрой преобразовали эту идею в работающую бизнес-модель. Благодаря применению этого материала, который также используется при производстве автомобильных сидений и ортопедических матрасов, на наших манекенах можно отпаривать одежду, втыкать в них иголки, ронять. Они сжимаемые и мягкие. Исторически манекены всегда производились из дешевых материалов, пластика или папье-маше, поэтому многие из них не выдерживали и одного падения. Торс же нашего манекена практически «неубиваемый». В этом году мы по-настоящему проверили его на прочность: проехали по манекену бронетранспортером более двадцати раз. Ткань на манекене, конечно, немного порвалась, но сама конструкция оказалась совершенно целой. Даже просмотр видео этого «краш-теста» приводит наших клиентов и партнеров в восторг, а в реальности, на полигоне я сама была очень приятно удивлена успехом этого эксперимента.

Материал материалом, но мы очень трепетно относимся также ко всем комплектующим наших манекенов, будь то обтяжка, подставка или фиксатор высоты манекена. К примеру, обтяжка: мы используем только плотный хлопок с тефлоновой пропиткой, обладающей грязе- и водоотталкивающими свойствами. На чехол мы наносим прострочкой все основные конструктивные линии, необходимые для работы портных. Каждый чехол для манекена — это произведение искусства, и, похоже, во всём мире никто так не заморачивается с этим, как мы. Ситуация не меняется и со всеми остальными приспособлениями, относящимся к манекенам. Мы очень быстро реагируем на запросы покупателей, так, мы начали производство рук и голов к манекенам, разрабатываем специальные накладки для увеличения размера манекена в нужных местах. Это нужно, например, для пошива одежды для беременных. Не останавливаемся и на этом — производим всё, что придет нам или нашему клиенту в голову и что нам под силу: из новинок — удобный фартук для портного с множеством кармашков для ножниц, булавок, карандашей и всего необходимого подручного инструмента.

Image_8.jpg

Помимо серийного производства мягких портновских манекенов, мы также изготавливаем индивидуальные манекены. Это вообще наша уникальная разработка. Сначала мы сканируем фигуру заказчика 3D-сканером, обрабатываем данные с инженером-конструктором, согласовываем полученную 3D-модель и на высокоточном фрезерном станке вытачиваем манекен. Получается стопроцентная копия фигуры заказчика, практически клон, который затем можно отправить, например, в миланское ателье. И заказчику более не нужно приезжать на пять примерок, чтобы сшить костюм или платье, потому что у портного есть его фигура для работы.

Насколько важен ваш рынок для легпрома в целом? Какую роль играет?

До 2014 года я занималась исследованием рынка портновских манекенов и пришла к выводу, что в России этот сегмент легкой промышленности совершенно не развит. Сейчас в России отсутствуют какие-либо производственные стандарты, поэтому все производители копируют друг у друга старые советские фигуры манекенов, разработанные в 1980-х годах ЦНИИШПом (Центральный научно-исследовательский институт швейной промышленности), которые давно не актуальны, сутулы, несимметричны и т. д. И до сих пор никто серьезно не занимался ни исследованием типологии фигур населения России, ни тем более разработкой новых форм манекенов. Результат — невысокое качество посадки готовой одежды российских производителей. Вывод, к которому я пришла три года назад: чтобы выйти на конкурентоспособный уровень, российские производители одежды нуждаются в новых манекенах. Мы сами разрабатывали фигуры наших манекенов, проводя исследования, и это позволило нам сделать действительно актуальные формы, а не копировать чужие ошибки, уходящие корнями в прошлый век. Да, фигура среднестатистического человека меняется каждые пятнадцать лет, ведь идет непрерывный процесс акселерации населения, поэтому формы манекенов, разработанные до 2000 года, а, поверьте, это 99% манекенов в мире, уже устарели и не актуальны на данный момент. Получив достойный инструмент для работы — качественные манекены, — производители одежды смогут создавать качественные товары для продажи внутри страны и на экспорт.

Image_6.jpg

Нам удалось создать манекен, который по форме и качеству подходит и мэтрам российской моды, и студентам профильных вузов, и швейным фабрикам, и тем, для кого шитье — это просто хобби. Сотрудничество с ведущими российскими домами моды позволяет нам совершенствовать продукцию и удовлетворять потребности самых взыскательных потребителей.

Мы верим, что делаем хорошее дело для всей легкой промышленности нашей страны. И хотим подготовить всю необходимую производственную базу для российских швейных предприятий: от производства профессионального оборудования для шитья до воплощения научно-исследовательских проектов и разработки межгосударственных стандартов. Через какое-то время, лет через пять, хотелось бы заняться еще более инновационной деятельностью. Нам снится днем и ночью доступный по цене роботизированный раздвижной манекен, управляемый со смартфона. Всё это для того, чтобы любой клиент, будь то швейное производство или частная швея-надомница, смогли позволить себе манекен для шитья необходимого им размера, подстраивающийся под конкретные характеристики пользователя.

Расскажите о вашей импортно-экспортной деятельности на рынке.

Все привозят манекены из-за рубежа, а мы, наоборот, стремимся на внешние рынки. Отлично идут продажи в странах СНГ. Что же касается дальнего зарубежья, то мы постепенно приобретаем опыт на различных международных электронных площадках. Сейчас мы представлены на трех онлайн площадках: Amazon, eBay, Etsy. У каждой из них есть свои особенности, мы только учимся там работать. Но каждая из этих площадок уже принесла нам большое количество довольных клиентов со всех уголков мира, и это, конечно, очень вдохновляет, когда клиент из Австралии пишет: «Почему ваших манекенов нет у нас в магазинах? Они же просто потрясающие!»

Наш самый востребованный за рубежом проект — это индивидуальные манекены. Мы выезжаем в разные страны проводить 3D-сканирование и создавать манекены для занятых деловых людей: бизнесменов, высокопоставленных политиков и даже первых лиц государства. Буквально пару недель назад мы сканировали короля одной страны. Помимо того, что это очень интересная работа, безумно интересно общаться с такими людьми.

Как реализуется в отрасли импортозамещение?

В нашей микроотрасли мы совершили настоящий прорыв: до нас были только Китай, Польша, Турция, Великобритания и совсем немного российских производителей со своим кустарным производством. Мы не соревновались с конкурентами по ценам, а решили взять качеством, и эта стратегия оказалась выигрышной. Время, когда с полок магазинов сметали всё подряд, невзирая на качество и страну-производителя, давно прошло. Сейчас наступила эпоха персонификации: клиенты ценят индивидуальный подход, качественные консультации, сервисное сопровождение после совершения покупки. Ценятся клиентом и сильные российские бренды, поэтому значительная часть наших инвестиций ушла на продвижение Royal Dress Forms. Мы регулярно принимаем участие в Московской неделе моды и образовательных проектах, ведем блог, в котором много полезной информации о нашей продукции и пошиве одежды в целом. Royal Dress Forms, наверное, первый и единственный бренд на российском рынке портновских манекенов, с продукцией которого счастливые обладатели постят селфи в «Инстаграм». У нас получился своего рода айфон среди манекенов. Поэтому, безусловно, в премиальном и просто дорогом сегменте мы считаем наш проект отличным «кейсовым» вариантом, ничуть не уступающим импортным аналогам.

Image_7.jpg

Как изменились тенденции в отрасли сегодня, если сравнивать с тем, что было два-три года назад?

Когда мы запускали свое производство, текстильная промышленность находилась в печальном состоянии, поэтому строить планы и делать какие-либо прогнозы относительно будущих продаж было не то что невозможно, а просто страшно. Однако мы решили, что качественная продукция — вне кризисов и рецессий, взяли кредит в Сбербанке, приобрели свой 3D-сканер, вложили боюсь озвучить сколько миллионов рублей личных средств и начали работать. Мы начинали с двадцати метров площади офиса и четырех метров склада, поначалу сами принимали и развозили заказы. Сейчас, три года спустя, мы занимаем более четырехсот метров, на нас работает команда сотрудников и фрилансеров, отгрузки уже измеряются не в штуках, а в сотнях и тысячах единиц товара. Сегодня мы понимаем, что негативные экономические и политические процессы только помогли нам: рост цен на зарубежные манекены из-за скачков курса валют переориентировал даже обеспеченных российских покупателей на продукцию отечественного производства. Благодаря политическим настроениям импортозамещение стало актуальным, а российский продукт — модным. Помимо этого, из-за инфляции растут цены на готовую одежду, и самостоятельный пошив дома, рукоделие становятся популярными трендами. Соответственно, растут и объемы продаж нашей продукции.

Еще одна тенденция, которую мы отметили в этом году, — поддержка со стороны государственных органов. Это и субсидии для малого бизнеса, и консультационная поддержка, и обучение. Мы, к примеру, активно работаем с Российским экспортным центром, получили информационную помощь от Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, отправляем сотрудников на обучение в ГБУ «Малый бизнес Москвы». Наступило то время, когда можно прийти с хорошим продуктом в кабинет к чиновнику и рассказать о нем простым человеческим языком, без бюрократии и многомесячных переписок по почте. И мы тоже стараемся не оставаться в долгу. Мы постоянно участвуем в качестве спонсоров в различных конкурсах молодых дизайнеров, поддерживаем молодые таланты, обеспечивая их профессиональным оборудованием для шитья. Спонсируем также благотворительные фонды и специализированные детские учреждения, чтобы дать шанс каждому ребенку найти себе занятие по душе: дети, оказывается, очень увлекаются творческим процессом муляжного метода (метод наколки) на манекенах.

Если говорить о тенденциях именно в отрасли пошива одежды, то мне кажется, она начинает наконец возрождаться. К примеру, мы сейчас арендуем помещения в технопарке «Кунцево», специализирующемся на швейной промышленности, и наши соседи — успешно работающие бизнес-проекты с очень интересными продуктами. Однако, если дела с готовой одеждой всё лучше и лучше, то на сырьевом рынке по-прежнему беда. Увы, большая часть сырья продолжает оставаться импортной, и это то, над чем нам всем надо работать.

Источник