«Не уходить в рутину, а смотреть в будущее»: в Петербурге прошел первый Международный форум моды

«Не уходить в рутину, а смотреть в будущее»: в Петербурге прошел первый Международный форум моды

1 ноября на площадке Artplay открылся Международный форум моды. Он задуман как коммуникационная площадка, которая ежегодно будет собирать вместе производителей, дизайнерское сообщество, ритейл и государство, чтобы в течение нескольких дней участники находили пути сотрудничества и общие точки роста. Помимо деловой программы, форум представил стенды более 20 брендов-участников и мультибрендовые пространства.

«Мы неслучайно сейчас в Петербурге. Все, кто занимается модой в России, знают: то, что придумывается российскими брендами, не всегда продается в Петербурге, но всё, что придумывается в этом городе, продается абсолютно везде», — заметил на торжественном открытии fashion-директор Faberlic Андрей Бурматиков.

По словам главы городского комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Эльгиза Качаева, Петербург особенно заметен благодаря дизайнерам, которые здесь работают. И фокус обновленной стратегии развития легкой промышленности в РФ, проект которой был представлен в первый день работы форума, также сместился на поддержку национальных брендов и формирование модных кластеров. Именно такой кластер в следующем году собираются создать в Петербурге.

Image_4.jpg

«Минпромторг считает, что сегодня сложились неплохие условия для того, чтобы развивать дизайнерское направление в легкой промышленности. Последние несколько лет наши усилия были направлены на то, чтобы поддерживать текстильное направление, швейные производства, обеспечение отрасли сырьем. Но для того чтобы отрасль развивалась комплексно, необходимо обратить внимание на наших дизайнеров, — объясняет статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. — Сейчас важно найти инструменты для того, чтобы их идеи воплощать как в серийном, так и в массовом производстве, а также дополнительные каналы реализации продукции, например, большие мультибрендовые пространства».

Image_1 (2).jpg

Среди необходимых отрасли инструментов участники панельной дискуссии «Новое окно возможностей для создания новых брендов» выделили прежде всего формат Индустрии 4.0. Это принципиально новый подход к бизнес-процессам, к методам производства и потребления продукта, основанный на новейших технологиях.

Алексей Боровков, проректор по перспективным проектам Политехнического университета (базового учебного заведения для Минпромторга практически по всем отраслям промышленности), рассказывает, что роботизированное производство, где и проектировать, и производить можно будет без участия человека, планируется запустить в Ивановской области под патронатом Минпромторга. «Концепция фабрик будущего — это фактически цифровые фабрики, где быстро — ключевое слово — проектируется кастомизированная продукция под индивидуальный заказ», — подчеркнул Боровков.

Производитель одежды Faberlic недавно запустил фабрику в Ивановской области, и из уникальных технологий там представлен цех финишных обработок на основе цифровой печати. В течение следующих двух лет компания инвестирует 2 млрд рублей в производство на обновленной платформе. Многолетняя цель — объединить некоторые этапы производственного процесса в единый процесс 3D-моделирования; в этом бизнесу также помогает Политех. «Уже в течение 250 лет текстильная индустрия находится без существенных изменений, — говорит Бурматиков. — Я считаю, что современный дизайн невозможен без понимания нового материаловедения, новых умных технологий. Не уходить в рутину, а смотреть в будущее».

Второй важный инструмент и для маленьких брендов, и для больших технологических компаний — это маркетплейсы, такие как Alibaba. По мнению Евтухова, невозможно конкурировать на внешнем рынке, не используя современные цифровые платформы. Маркетплейсы увеличивают объемы продаж, а также упрощают логистику, процесс заключения договоров и получение средств. Генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс согласна с заместителем министра: «Мир e-commerce дает любому презентовать свой продукт, это двигатель качественной продукции на мировой рынок».

Общий объем онлайн-продаж товаров легкой промышленности в мире — около 800 млрд долларов, в России (речь только о российских товарах) — 60–70 млрд рублей. И хотя заметный объем российской продукции продвигается на крупнейших мировых цифровых площадках, зачастую российским дизайнерам работать с ними сложно. Выход, который нашли эксперты, — создавать подобные платформы в России.

Image_5.jpg

В Минпромторге РФ оценивают, что доля легкой промышленности в ВВП страны может вырасти в три-четыре раза: это ориентир на 2025 год. Планировать на более дальнюю перспективу сложно: легпром — очень чувствительная отрасль. Согласно стратегии развития легкой промышленности в РФ, которую представил на Международном форуме моды директор Ernst & Young Сергей Павлов, к этому времени планируется «создать в России устойчиво развивающуюся легкую промышленность, интегрированную в мировую систему разделения труда и основанную на естественных конкурентных преимуществах страны». Ключевые направления развития отрасли — готовая продукция (эффективная локализация производства одежды, обуви и текстиля) и брендинг и дистрибуция (создание и развитие российских брендов одежды и обуви). Документ со всеми поправками должны принять в июле 2018 года.

 Image_3.jpg

Мнения и факты от участников Форума

Виктор Евтухов, статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли РФ:

«Я думаю, что если мы не будем отставать и будем использовать возможность Индустрии 4.0 — перепрофилирование и усовершенствование бизнес-процессов самих компаний, а также возможности цифровых площадок, — наши дизайнеры могут успешно реализовываться на мировых рынках.

Мы активно работаем с нашими крупнейшими ритейлерами: «Декатлоном», «Спортмастером» и другими. Приятно отмечать, что доля российской продукции у этих компаний растет. Но мы также понимаем, что контрактное производство, конечно, на определенном этапе дает развитие, но потом идет просто поддержка контрактного потока».

Эльгиз Качаев, глава комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга:

«Город поддерживает производителей и дизайнеров в модной индустрии, субсидирует процентные ставки при аренде торговых площадей и производственных площадок, а также организует коллективные выезды на выставки за рубежом. Последний такой пример — Who’s Next в Париже.

Сейчас мы работаем над проектом создания модного кластера в Петербурге. К концу года будут утверждены этапы развития, следующий год уйдет на реализацию. Кластер будет заниматься интеллектуальными разработками и кадровыми вопросами, обучением продажам и ведению бизнеса за рубежом, созданием новых коллекций и брендов. Петербург был всегда силен именно в этом. Наша задача — финансовая поддержка с понятным экономическим результатом потом».

Александра Калошина, основательница бренда Radical Chic:

«Мода — это очень точный расчет и аналитика. Профессия текстильного дизайнера подчинена развитию новых технологий. Современный дизайнер — это прежде всего человек, который разбирается во всех текущих материалах, технологиях и программах. Кроме того, у производителя меняется само отношение к дизайну. Сейчас художнику мы отводим на разработку идеи 30 минут. Студия может выжить только тогда, когда ставит на поток свое производство».

Источник