Аналитические отчеты за 2023 год позволяют сделать довольно обнадеживающие выводы: текстильная промышленность в России продолжает адаптироваться к последствиям пандемии и санкций. В преддверии Международной выставки интерьерных тканей Hometextile & Design, которая в этом году пройдет с 3 по 5 сентября в МВЦ «Крокус Экспо», обсудили с ее участниками общую ситуацию на рынке, с какими проблемами им пришлось столкнуться и как удается их решать.
При том, что доля российского рынка текстильных изделий составляет чуть более 1% от мирового объема, его среднегодовой рост с 2017 по 2023 составил 13,5%. Примечательно, что в 2023 году положительная динамика сохраняется в отечественном производстве: + 4,3% к 2022 году. В общей структуре рынка примерно равные доли имеют две ключевые категории – «одежда» (45,7%) и «текстильные изделия» (43,2%). Что касается рынка домашнего текстиля эксперты оценивают его в 4 млрд долларов и прогнозируют среднегодовой темп роста на ближайшие 5 лет – 1,76%.
Люди решают все
Как показала практика, главный ресурс, который позволил минимизировать негативные последствия санкций – внутренний потенциал самих компаний и специалистов, в них работающих. «Эти два года мы трудимся в режиме всей страны, — рассказывают в компании «5 Авеню — Интерьерные ткани». – Мы теперь гибкие и многогранные, сами производители и поставщики, не хуже иностранных».
Надо сказать, что вместе с российскими компаниями возникавшие проблемы в той или иной мере приходилось преодолевать и их постоянным партнерам за рубежом. Так, лидер рынка домашнего текстиля в Узбекистане – компания «Терри Жар Текстиль» — ощутила последствия экономической турбулентности на себе. Потребовалась адаптивная стратегия, в рамках которой акцент был сделан на увеличении онлайн-продаж и оптимизации производственных процессов.
Оценивая ситуацию на текстильном рынке, важно учитывать и его тесное взаимодействие с представителями креативных индустрий. Так, последние два года стали серьезным испытанием и для индустрии дизайна интерьера. «Мы столкнулись с кризисом поставок, изменением потребительских предпочтений и экономической неопределенностью, – говорит президент Межрегионального союза дизайнеров интерьера Андрей Радаев. – Однако, благодаря гибкости и творческому подходу, удалось адаптироваться к новым условиям».
Новые бизнес-маршруты
О сбое логистических цепочек и кризисе поставок как о проблемах, которые пришлось решать в первую очередь, говорят все игроки. Так, эксперты ART VISION Home (компания создает дизайнерские коллекции интерьерных тканей) столкнулись с перебоями в поставках сырья и комплектующих для своей продукции. Чтобы справиться с новыми обстоятельствами, была перенастроена логистика, налажены новые каналы поставок сырья.
При этом важно было провести ревизию всех ресурсов и производственных процессов: компания модернизировала оборудование и оптимизировала складские запасы. Кроме того, еще в период пандемии топ-менеджмент воспользовался возможностью диверсификации ассортимента. К линейке традиционных для компании тканей тогда прибавились инновационные материалы — антибактериальные, влагостойкие, легкие в уходе.
В «5 Авеню — Интерьерные ткани», которые с 2000 года поставляли в Россию актуальные коллекции только из Европы, с введением санкций вынуждены были искать новые пути оплаты и доставки. Однако в компании быстро поняли, что необходимо расширять пул поставщиков. Так были налажены партнерские связи с турецкими компаниями с хорошей репутацией. В конечном счете, руководство решило, что пришло время самим заняться созданием тканей, и открыло собственное печатное производство, и отдел дизайна.
Что касается дизайнеров, то они, в свою очередь, стали укреплять сотрудничество с локальными производителями и ремесленниками. По словам президента Межрегионального союза дизайнеров интерьера Андрея Радаева, это, пусть и частично, но помогло компенсировать логистические проблемы.
При этом участники рынка не стремятся к полной изоляции и продолжают выстраивать продуктивные отношения с брендами из Китая, Индии, Ирана, Турции и других стран, готовых к сотрудничеству.
Время производить
Локализация производства – логичный тренд в нынешних условиях. Не случайно все в той же «5 Авеню — Интерьерные ткани» развитие печатного производства широких тканей называют одним из самых перспективных направлений. Никто не питает иллюзий – это непростая стезя: не всегда хватает специалистов, финансов и времени. Но в компании акцент делается не на скорости реализации, а на качестве, высоком КПД и широте ассортимента услуг.
Как утверждает Андрей Радаев, принцип «локально произведено» становится все более значимым и для российских потребителей. Это заметно и в новых трендах: начинает формироваться особый интерес к национальным традициям и мотивам. Все чаще дизайнеры при одобрении клиентов используют в проектах отечественные материалы и продукцию ручной работы, выполненную местными мастерами.
«Выпуск тканей на территории России снижает зависимость от импорта сырья и комплектующих, минимизирует логистические издержки, — поддерживают коллег в ART VISION Home. — Это повышает гибкость поставок и сдерживает рост цен».
Фокус на клиента
Помимо перенастройки логистических каналов, которая задала импульс реструктуризации остальных бизнес-процессов, все игроки выделяют еще несколько важных адаптивных инструментов. Во-первых, активное использование цифровых технологий для удаленной работы – развитие онлайн-продаж, дистанционное обслуживание клиентов и т. д. Во-вторых – подчеркнутое внимание к потребностям и ожиданиям клиентов.
В «Терри Жар Текстиль», например, в числе главных вызовов называют (помимо колебания цен на сырье) именно изменения в потребительских предпочтениях. «Но это также открывает новые возможности для инноваций и повышения качества продукции», — считают в компании.
Важные стратегические партнеры российских компаний также обращают внимание на то, что в стране начинает набирать обороты тренд на традиционные мотивы и использование местных материалов. Примечательно, что специалистов «Терри Жар Текстиль» это не пугает. «Мы ожидаем, что эти тренды будут развиваться и дальше», — заявляют в компании, готовой к новым запросам.
Общая ситуация на рынке помогла компаниям понять, что в общении с потребителями важен не только качественный сервис, но и персонализация как основной принцип взаимодействия. Так, например, в ART VISION Home отмечают, что суть их индивидуального подхода заключается в том, что они предоставляют клиентам уникальные решения, а не просто продают ткани.
При этом представители бизнеса не могли не отметить, что финансовые возможности их клиентов изменились, как следствие, проседает и спрос. «Сейчас важно грамотно совместить товарную матрицу своей продукции с продажей материалов от иностранных поставщиков, — уверены в «5 Авеню — Интерьерные ткани». — Тогда и у нашего потребителя изменятся и ожидания, и запросы. Он сможет увидеть красоту дизайна, искусство в изгибе линий и рассчитать свои финансы для истинного украшения интерьера».
Таким образом у российских компаний и тесно с ними сотрудничающих зарубежных партнеров есть необходимые возможности для достижения этих целей. Они понимают специфику внутреннего рынка, потребности и предпочтения отечественных клиентов, например, предпочитаемую колористику. Это дает возможность быстро разрабатывать и внедрять нужные продукты.
Вам также может понравиться
-
«ИНТЕРТКАНЬ-2025.Весна» представляет: Международный салон ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕКСТИЛЬ
-
Представляем участников выставки Sport Casual Moscow
-
BEE-FASHION FORUM успешно дебютировал в Москве
-
На форуме «Мир возможностей» в Дубае обсудили fashion-retail на мировом модном рынке
-
Открыта регистрация посетителей на выставку «ИНТЕРТКАНЬ-2025.Весна» в «Тимирязев Центре»