Цветное Михайловское кружево и кадомский вениз очаровали гостей ПМЭФ

Цветное Михайловское кружево и кадомский вениз очаровали гостей ПМЭФ

Благодаря Петербургскому международному экономическому форуму многие впервые узнали о Михайловском цветном кружеве и кадомском венизе (вид русской игольчатой вышивки белый по белому, совмещенной с кружевом).

В рамках ПМЭФ на площадке Рязанской области в присутствии многочисленных гостей и СМИ состоялась демонстрация костюмов «От древности до современности»-стилизованный показ изделий предприятий «Труженица» и «Венизное кружево», где бережно сохраняются традиции кружевоплетения. 

С помощью дефиле и игровых сценок публике сначала были представлены традиционные фольклорные наряды: сарафаны, платья. блузы, юбки, выполненные из льна, хлопка, батиста с элементами кружева.  На фоне панно с декоративными березками босоногие девушки в белых одеяниях смотрелись сказочными героинями, попавшими в нашу реальность. Они разговаривали на лавочке, заплетая друг другу косы, украшали себя венками, общались с «матушкой», участвовали в старинном обряде с использованием вышитых рушников. Природа и история переплелись в этих чистых образах, сокровищнице для вдохновения.

Второй блок дефиле — коллекция пред-а-порте из европейских шерстяных тканей,  украшенных Михайловским  кружевом и вышивкой – (сырье: нитки мулине и лен) элегантные наряды для офиса, различных приемов, похода в театр.

Завершали показ люксовые модели с кадомским венизом — нежные белые  платья, женственные блузы, рубашки из хлопка, льна, батиста, дополненные тонким изысканным кружевом. В сочетании кадомского вениза с джинсами получились универсальные современные наряды, отдельные вполне  подходящи для Красной дорожки. Изделия выполнены на предприятии «Венизное кружево»» — это  семейный промысел, сохраняемый специалистами, много лет работавшими на фабрике «Кадомский Вениз».  

Михайловскому предприятию «Труженица» более 95 лет. Сегодня оно входит в Ассоциацию Народно-художественные промыслов России. И, судя по представленным моделям, успешно справляется с задачей сделать Михайловское кружево современным и актуальным. Предприятие известно  за пределами Рязанской области,  а теперь, благодаря ПМЭФ, и всему миру.

Посол из Палестины, увидевший на рязанском стенде Михайловское цветное кружево, обнаружил в нем схожесть с национальным палестинским орнаментом, сказал. что его мама тоже плетет на коклюшках (показал образец  в мобильном ), согласился  поучаствовать в мастер-классе по кружево-плетению. Сошлись во мнении, что  наши предки торговали друг с другом, обменивались самыми модными редкими товарами. 

К слову, кадомский вениз был заимствован у венецианцев. Петр 1 пригласил венецианских мастериц, которые обучали искусству кружевоплетения монахинь Кадомского монастыря (что на границе с Мордовией). Талантливые кадомские крестьянки создали свою игольчатую вышивку –«вениз», привнеся в нее русские орнаменты, оставив в названии отсылку к венецианскому прошлому.   

Лицом рязанского стенда на ПМЭФ была главный художник «Труженицы»  Татьяна Николаевна Преснова, которую здесь называют «берегиней промысла». Она сидела в красивом национальном наряде на фоне четырехметрового расшитого панно-скатерти  и перебирала коклюшки, которые издавали тонкое мелодичное звучание — мимо не пройдешь. Каждый желающий мог получить у нее мастер-класс по кружевоплетению, и кстати, у некоторых юных девушек это получалось как у заправских кружевниц.  Одновременно Татьяна Николаевна  образно рассказывала гостям о Михайловским кружеве, почему у тамошних мастериц самые большие в мире коклюшки и т.д.

— Город Михайлов был купеческий, зажиточный. Много земель, развивалось. животноводство. Кружево тогда было очень дорогое—скупщицы возили из области в область, в основном, вологодские и елецкие кружева. Но находчивые михайловские крестьянки их переработали, и стали плести кружево из шерстяных ниток, окрашивая натуральными красителями (вишня, лук. черная смородина и т. д). Таким кружевом оформляли крестьянские костюмы, яркие, многослойные. Кружево получалось плотным, не деформировалось, не ломалось, оно как бы стояло, за счет того, что коклюшки были толстые, тяжелые и утяжка соответствующая.

 «Натяжение нити должно быть обязательно – отметила Татьяна Николаевна, — под тяжестью коклюшки сами по себе натягиваются».

Сначала коклюшки изготавливали из американского клена, позже — березы, дуба. Резали вручную, вымачивали, потом сушили, чтобы звонкость была.

«Слышите какой звон?» – Татьяна позвякивает коклюшками. — «Щелкают и звенят. Представляете зимними вечерами?  Уже и спать хотелось, а надо было плести. Вот и звенели».

Михайловские кружевницы используют от 9 до 60-70 пар коклюшек, в зависимости от того, какой ширины и плотности кружево, для какого изделия предназначено. Мастерицы плетут орнаменты по памяти, считая количество переплетений. Техника численного цветного Михайловского кружевоплетения  уникальна и не имеет аналогов.

 Плоскостные изделия: панно, скатерти, полотенца, салфетки дорожки разных форм, размеров, расцветок (до 1000различных наименований), товары народного потребления — таков далеко не полный ассортимент выпускаемых изделий «Труженицы». Цветное кружево, пленяющее своей красотой и изяществом,  является визитной карточкой старинного града Михайлова.

Татьяна  Преснова также рассказала, откуда берутся сегодня кружевницы.

—Раньше учили кружевоплетению на производствах, сейчас — в школах. В Михайлове есть кружки в каждой школе, даже в детском саду. Преподают местные специалисты. Около 7 дет назад в Рязани открылся филиал высшей школы искусств Санкт-Петербурга с отделением «Кружевоплетение».

Сама Татьяна умеет плести со школьных лет. Закончила Московское художественно-промышленно училище им. Калинина. Работает на «Труженице» 47 лет, имеет одну запись в трудовой книжке. Она глубоко предана своей профессии, которая, по словам Татьяны, получила новое развитие после поездки в 2006 году на фестиваль по кружевоплетению в Вологде, где ей подарили серебряную коклюшку и расписные коклюшки, в виде сувениров.  Они и вдохновили художницу на создание куклы-коклюшки. Это стало новым творческим этапом в ее дальнейшей творческой работе.

«Наши толстые коклюшки могут стоять, буквально. Учитывая это свойство я разработала коклюшку-куклу, которая также держит в руках коклюшку. У меня есть куклы-коклюшки от 10 см до 1м 60см».

Сегодня у Татьяны целая коллекция кукол-коклюшек, которые с успехом можно использовать на занятиях в детсадах и школах, для знакомства с древним промыслом, приобщения к традициям и к красоте родного края.

«На Руси было до 500 разновидностей кукол, и диалог взрослых и детей  с помощью куклы, был всегда актуален» — говорит художница.

Беседу Татьяна закончила стихами о кукле, которые она также коллекционирует.

«Кто-то поверхностно взглянет и изречет: «Баловство».

Но у куклы безликой есть и душа, и лицо

Если заняться серьезно, многое будешь ты знать

С лыком работать, соломой, шить, вышивать и вязать

Нравы, культуру,  обычаи выучишь ты неспеша

И у безликой красавицы будто родится душа».

Людмила Трофимова

Источник